Почему некоторые дети сразу говорят чисто, а другие потеют на занятиях с логопедом? Почему одни обладают музыкальным слухом, а другим « медведь на ухо наступил»?
Все зависит от того, какие звуки окружали ребенка. Еще находясь в утробе матери, малыш слышит ее серцебиение, громкие звуки, доносящиеся снаружи. Когда ребенок родится, количество звуков увеличится во много раз. Все эти звуки сливаются в один монотонный шум, среди которого ребенок различает свой плач. Ребенок слышит все, даже то, на что взрослые не обращают внимания. Взрослые умеют сосредотачиваться на тех звуках, которые важны в данный момент. У новорожденных слуховое внимание не развито. За разделение шума на звуки и отвечает фонематический слух. В первую очередь малыш научится выделять звуки, которые часто повторяются. Первым достижением будет выделение маминого голоса, его интонаций. Частое использование в общении с ребенком его имени позволит ему запомнить это слово. Так ребенок с первых минут жизни развивает свои фонематические процессы.
Если в этот период ребенок будет часто слышать музыку, то она станет его неотъемлемой частью. Когда мать поет колыбельную и в такт укачивает ребенка, у него развивается чувство ритма. Когда малыш подрастет, можно потанцевать с ним на руках. Пусть учится двигаться в такт музыке, слушать мелодию, выделять в ней сильные и слабые доли, веселый и грустный характер. Это и есть музыкальный слух. Если он развился в младенчестве (что не так уж и сложно), никуда уже не денется, останется на всю жизнь, даже если ребенок не будет музыкантом.
Что будет с ребенком, если ничего не развивать? Представьте, что слышащий ребенок родился у глухонемых родителей. Речевые звуки он слышит редко, например, в поликлинике или на улице, поэтому не умеет различать их, не понимает их важность и тем более не умеет пользоваться ими (до попадания в речевую среду такие дети не умеют разговаривать). О музыкальном слухе таких детей и говорить не приходится.
Если у ребенка нет анатомических изъянов артикуляционного аппарата, его иннервация не нарушена, проблем со звукопроизносительной стороной речи не будет при условии развитого фонематического слуха. Ребенок учится говорить, глядя на артикуляцию взрослых и пытаясь по подражанию создать звук. Прислушивается к нему, сравнивает с правильным вариантом и тренируется, пока не получится необходимый звук. А если ребенок не умеет вслушиваться, не может найти правильную интонацию, не видит различий в правильном и неправильном произношении, он не будет пытаться совершенствовать свои умения. Если ребенок не может установить очередность звуков в слове на слух, он не сможет его написать или напишет, поменяв местами слоги. Так важно ли иметь развитый фонематический слух?
Узнать о степени развития фонематических процессов вашего ребенка помогу игры, описанные ниже. Их можно использовать как диагностические, так и как развивающие. И не обязательно с участием логопеда, здесь родители могут справиться самостоятельно, главное - захотеть помочь своему ребенку.
« Что звучит?» В этой игре три этапа сложности различения звуков: 1)барабан, колокольчик, погремушка, 2)связка ключей, деревянные ложки, шелест бумаги, 3)запакованные в коробочки макароны, рис, манка.
« Угадай, на чем играю». Взрослый знакомит ребенка с музыкальными инструментами: барабаном, бубном, дудочкой, свистком и др. Демонстрирует звучание каждого, затем за ширмой играет на одном из них и просит угадать.
«Слышим звон и знаем, где он». Ребенок закрывает глаза, а взрослый звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда был слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
Только после того как ребенок легко сможет различать неречевые звуки, можно переходить к более сложным упражнениям. Даем ребенку самое элементарное представление о звуке - это то, что мы можем слышать. Объясняем, что один и тот же звук может звучать по- разному.
А-А-А – покажи горло врачу А-А-А – покачай куклу
О-О-О – стонет бабушка
О-О-О – поет певец
О-О-О – потянулся папа
Сначала ребенок сам учится воспроизводить звук. Потом за него это делает взрослый, а ребенок отгадывает, что в данный момент происходит.
«Отгадай, кто говорит» ( на звукоподражаниях). В гости пришли животные: кошка с котенком, собака со щенком, корова с теленком и др. Продемонстрируйте ребенку, что мама говорит более низким голосом, ребенок - тоненьким. Потом поиграйте в прятки: все тихо сидят и вдруг кто- то заговорил. Сначала пусть ребенок выступит в роли животных, а потом он будет отгадывать.
От звукоподражаний переходим к словам.
«Три медведя». Михайло Потапыч, Настасья Петровна и Мишутка произносят одну и ту же фразу: «Кто ел мою кашу?» разными голосами. Ребенок, не видя героев, должен угадать, кто ее произнес.
«Один - много». На столе лежат картинки с изображением предметов, обозначенных словами в форме единственного и множественного числа, например, конфета - конфеты. Спрашиваем : «Где чашка? Где дома?». Если ребенок справился с заданием, значит, он выделил последний звук в слове, а это уже начало звукового анализа. Чтобы ребенку было легче ориентироваться в потоке звуков, ему нужно объяснить, как получается звук. В образовании звука принимают участие губы, зубы, язык. Это можно увидеть в зеркало. Сначала пусть ребенок следит за вашей артикуляцией, постепенно делайте ее менее выразительной и в конце концов прикройте рот листом бумаги или отвернитесь, чтобы в определении звука участвовал только слух. Начинать нужно с гласных или с согласных, которые можно произнести протяжно: [ш-ш-ш], [з-з-з] и пр.
«Если услышишь звук, хлопни».
«Крестики- нолики». Если в слове есть звук, ставь крестик, если звук отсутствует- нолик.
После таких упражнений нужно поработать над слуховой памятью. Этот вид памяти мы используем каждый день и не только в общении, но и при написании слов, когда мы в уме раскладываем слово на звуки. Здесь нужно услышать не только наличие звука в слове, но и порядок звуков в слове. К сожалению, многие дети приходят в школу, не умея делать звуковой анализ слов. А это грозит дисграфией, которую преодолеть намного тяжелее, чем развить фонематические процессы. Итак, упражнения на концентрацию слухового внимания и развитие слуховой памяти.
«Повтори слова тройками». Ребенку предлагают повторить три похожих слова в названном порядке, например, мак- бак- так; будка- дудка- утка и пр.
«Не ошибись». Предложите ребенку прослушать четыре слова и выбрать из них то, которое отличается от остальных, например, ком - ком- кот- ком.
Важно научить детей подбирать рифмы, тогда ребенок сможет улавливать подобность звукового состава разных слов.
«Футбол». Представьте, что вы на стадионе. Вы хлопаете и кричите (скандируете) слова: по - бе- да, мо - лод- цы, у- ра и др. Эта игра учит делению слов на слоги.
«Третий лишний». Из трех слов ребенок должен выбрать то, которое по звуковому составу не похоже на другие, например, лимон- вагон- кот.
«Добавлялки или загадки с ответом в рифму», например, два брюшка и четыре ушка, все зовут ее …. (подушка).
Такими игровыми упражнениями можно достичь абсолютного состояния развития фонематического слуха. Эти игры не только скрашивают досуг, но и способствуют формированию навыков звукового анализа и синтеза, развивают внимание, память и мышление, расширяют словарный запас. Игры просты и доступны даже самым маленьким детям, но главное, что по своей значимости не уступают обучению чтению и письму. Начните с простого, чтобы не было проблем с обучением сложному.
Удачи вам, уважаемые взрослые! |