"Активный" в переводе с латинского означает "действенный, деятельный". Греческое слово "гипер" недвусмысленно указывает на некоторое превышение нормы. У детей гиперактивность проявляется, как правило, несвойственными для его возраста импульсивностью, отвлекаемостью, невнимательностью. Если ребенок гиперактивен, сложности испытывает и он сам и его ближайшее окружение: родители, учителя, одноклассники. Такому ребенку требуется своевременная помощь, в противном случае в дальнейшем из гиперактивного ребенка может сформироваться психопатическая или асоциальная личность. На сегодняшний день известно, что среди юных правонарушителей гиперактивные дети составляют весьма значительный процент.
Под гиперактивностью подразумевается чрезмерная умственная и физическая активность у детей, когда над торможением преобладает возбуждение. По мнению врачей, гиперактивность является прямым следствием весьма незначительного поражения мозга (минимальная мозговая дисфункция), которое невозможно определить диагностическими тестами. Первые признаки гиперактивности у ребенка проявляются в раннем детстве. Агрессивность и эмоциональная неустойчивость, по мере взросления, зачастую приводят к конфликтам в школе и семье.
Проявления гиперактивности
Пики проявления этого синдрома совпадают с этапами психоречевого развития: 1–2 года (закладываются речевые навыки), в 3 года (происходит увеличение словарного запаса), в 6–7 лет (формирование навыков письма и чтения). Но наиболее ярко выражены в старшем дошкольном, а так же младшем школьном возрасте. Именно в этот период увеличиваются интеллектуальные нагрузки, учебная деятельность становится ведущей, появляются новые требования: умение концентрировать внимание на продолжительный отрезок времени, до конца доводить начатое дело, добиваться нужного результата. Поэтому в условиях систематической и длительной деятельности гиперактивность очень убедительно заявляет о себе.
Психологи из США М. Алворд и П. Бейкер предлагают критерии выявления у ребенка гиперактивности.
Двигательная расторможенность:
- Проявляет признаки беспокойства (двигается в кресле, барабанит пальцами, забирается куда-либо, бегает, двигает кистями, стопами).
- Не может сидеть спокойно, постоянно ерзает на стуле.
- Спит значительно меньше других детей, даже будучи младенцем.
- Болтлив.
Дефицит активного внимания:
- Ребенок непоследователен, не может долго удерживать внимание.
- Невнимателен. Когда к нему обращаются, не слушает.
- С энтузиазмом хватается за задание, но его не заканчивает.
- Неорганизован.
- Очень часто теряет вещи.
- Старается избегать требующих умственных усилий и неинтересных, скучных заданий.
- Забывчив.
Импульсивность:
- Отвечает, не выслушав до конца вопрос.
- Часто вмешивается в учебный процесс, разговор, прерывает. Не может дождаться своей очереди.
- Нетерпелив, если между каким-либо действием и вознаграждением делается пауза не способен дождаться вознаграждения.
- Плохо сосредоточивает внимание.
- Не способен регулировать/контролировать свои действия. Поведение ребенка слабо управляемо. Не признает правил.
- Выполняя задания, показывает разные результаты. По-разному себя ведет. На одних занятиях успешен и спокоен, на других - нет.
Имейте ввиду, что если у ребенка ярко выражены хотя бы шесть признаков из вышеперечисленных, педагог (воспитатель) может высказать предположение (не поставить диагноз!), что у ребенка наблюдаются симптомы гиперактивности.
Проблемы обучения
Сегодня, проблемы детей, которые имеют нарушения поведения, и связанные с их обучением трудности стали особенно актуальны. Чрезмерно возбужденные, крикливые, непоседливые и невнимательные дети перетягивают на себя внимание учителя, поскольку ему приходится следить, чтобы они выполняли задания, сидели спокойно, не мешали одноклассникам. Такие дети на уроке заняты своими делами, заставить их выслушать, выполнить до конца задание и удержать на месте невероятно трудно. Они "не слышат" учителя, все забывают и теряют. При всех существующих поведенческих проблемах интеллектуальные функции гиперактивных детей не нарушены. Такие дети способны вполне успешно освоить программу общеобразовательной школы, если требования буду соответствовать их возможностям.
Коррекция в семье
Необходимо избегать двух крайностей:
– постановки завышенных требований, в сочетании с чрезмерной пунктуальностью, жестокостью и наказаниями;
– проявления чрезмерной вседозволенности и жалости.
Колебания настроения родителей и частое изменение указаний оказывают на подобных детей крайне негативное воздействие.
Рекомендации родителям
Если вы недовольны или огорчены поведением ребенка, старайтесь сдерживать бурные эмоции. Поддерживайте детей в попытках позитивного, конструктивного поведения, даже если они незначительны.
Поддерживайте позитивную установку. Подчеркивайте его успехи, хвалите ребенка, если он заслуживает.
Избегайте повторения слов "нельзя", "нет".
Говорите с ребенком сдержанно, мягко, спокойно, но уверенно. Придерживайтесь этого тона в разговоре с другими людьми в его присутствии.
В семье должны быть уравновешенные и спокойные взаимоотношения.
Предъявляемые к ребенку требования должны быть едины для всех членов семьи.
Поддерживайте четкий распорядок дня. Перед сном только спокойные игры.
Рацион ребенка должен содержать продукты с высоким содержанием магния, калия, кальция (сухофрукты: курага, чернослив, изюм; молочные продукты).
Избыток сладкого возбуждает систему пищеварения, что приводит к перевозбуждению.
По возможности избегайте скопления людей, крупных магазинов, беспокойных, шумных приятелей.
Не допускайте утомления. Оно приводит к понижению самоконтроля и, как следствие, нарастанию гиперактивности.
Дайте ребенку возможность израсходовать лишнюю энергию (бег, прогулки).
В начале работы снизьте требования к аккуратности.
Попросите учителя посадить ребенка за первую парту.
Давайте короткие конкретные, четкие инструкции к действию.
Договаривайтесь о правилах поведения заранее, если вы идете в гости, музей, театр.
Старайтесь избегать длительных поездок, духоты, жары.
Источник: http://www.friendship.com.ru/ |