Умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использованием предлогов и союзов.
Составляет различные виды описательных рассказов, типов текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания.
Умеет составлять творческие рассказы.
Осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам; сформированы фонематические представления.
Владеет простыми формами фонематического анализа; способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план); осуществляет операции фонематического синтеза.
Владеет понятиями «слово» и «слог»; «предложение».
Осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных).
Сформировано правильное произношение звуков (в соответствии с онтогенезом).
Воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).
Речевое развитие
Самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
Правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении.
Грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения.
Значительно расширен словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей.
Использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения.
Объясняет значения знакомых многозначных слов.
Пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей.
Пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно-образные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи.
Выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры.
Отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта».