Меню сайта

Block title

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Детский сад №117 Центрального района


Четверг, 16.05.2024, 05:18

Источники формирования грамматического строя речи

Грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. Поэтому систематическая грамотная организация занятий с ребенком, правильное руководство ими – это важные педагогические условия.

Важнейшим видом деятельности ребенка   является игра. Осваивая способы игрового поведения – простое манипулирование игрушками, замещение реальных предметов  и действий предметами – заместителями и условными действиями, распределение ролей в игре, налаживание взаимоотношений в игре и пр., - дошкольник осваивает и необходимые для игры способы речевого поведения и типы высказываний (комментирующего, планирующего, корректирующего типа; утверждение, отрицание, вопрос, побуждение к действию). Игровой элемент ребенок вносит всюду: и в быт, и в труд, и в конструирование. Он сопровождает рисование пением, звукоподражаниями; сконструированные дома включаются в игры с куклами; а услышанная сказка может легко стать основой для театрализованного действия. Взрослый может занять то или иное место в игровой деятельности ребенка исключительно как партнер и влиять на игру косвенно через ролевое поведение, какие – то отдельные реплики или вопросы. В творческой игре ребенка активно развивается его язык и  грамматическое оформление речи. Но взрослый не должен ставить перед такими играми дидактические цели. В педагогическом процессе могут использоваться аналоги свободных творческих игр – сюжетно – дидактические и игры – драматизации, в которых ставятся дидактические речевые задачи, но эти задачи не должны ставить цель «отработки» какой – то синтаксической конструкции, например. Эти игры должны оказывать воздействие на словарь, грамматику, связность речи, но и должны сохранять творческий характер, игры должны быть интересными и увлекательными. В сюжетно – дидактических играх и играх – драматизациях интенсивно идет процесс формирования синтаксической структуры высказываний ребенка, их соотнесения с действиями ребенка, перевод неречевых средств общения (жесты, мимика, взгляд) в речевые. Такие задачи можно и нужно ставить, но взрослый не имеет права навязывать ребенку какой – то образец речи, требовать его повторения.

Наряду с творческими играми, в методике имеются дидактические игры, разработанные замечательными педагогами для того, чтобы помочь детям в освоении трудных форм словоизменения, (например, образование существительных родительного падежа множественного числа или согласование существительных с числительными), способов словообразования (например, образование названий детенышей животных или людей разных профессий и т.д.). Такие игры стимулируют детскую поисковую активность, воспитывают языковое чутье. Главное условие здесь – теплая эмоциональная обстановка, радостный настрой и доверительные отношения между ребенком и взрослым.

Своеобразной игрой со смыслами является загадывание и отгадывание загадок. В основе загадки лежит замысловатый вопрос, уподобление одного явления другому. Загадки содержат все типы синтаксических конструкций, имеющихся в языке. Осваивая способы загадывания и отгадывания загадок, ребенок упражняет свой ум и язык. Загадка может служить вводной частью к рассказыванию сказок, рассматриванию предметов и картин, а может выступать как развернутая деятельность – вечер загадок, игра в загадки. Чтобы дети стали сами загадывать загадки, такие вечера и игры надо проводить регулярно, много раз включать  в них одни и те же загадки в разных сочетании. Сначала дети просто отгадывают загадки, а в дальнейшем их просят доказать правильность ответа (Почему ты так думаешь? Как ты догадался?). Обосновывая свой ответ, ребенок использует сложноподчиненные предложения. Использование загадок, пословиц, поговорок и других форм фольклора в словесном творчестве детей традиционно. Это источник устойчивых словосочетаний – речевых клише. Вместе с тем в фольклоре же содержатся и средства преодоления клише. Это языковые игры, включенные как элемент во все формы детского фольклора – считалки, дразнилки. Образность народной речи основывается не только на традиционном клишированном построении мысли, но и на перевертышах, парадоксе, игре со звуками и включать фольклорные формы в языковые игры совершенно необходимо.

Овладение грамматическими категориями тесно связано со всем ходом умственного развития ребенка и опирается на познавательное развитие. Поэтому для освоения грамматического строя полезны игры – экспериментирование, логические задачи.

Временные, пространственные и причинные грамматические категории дети осваивают в подвижных играх. От того, насколько регулярно и правильно они организуются, зависит не только здоровье детей, но и их речевое развитие. В таких играх также  формируется произвольность поведения, которое имеет значение и для двигательной, и для речевой активности.

На формирование грамматического строя речи оказывают влияние пальчиковые игры («Сорока – сорока», «Коза рогатая», «Ладушки» и пр.), игры с бусами, мозаикой, поскольку упражнение мелкой моторики руки активизирует речевые зоны головного мозга.

Большое значение для формирования произвольности речи имеют дидактические настольные игры. Уметь сдержаться, не подсказать, не ссориться – это важная сторона произвольности речевого поведения.

Своеобразной игрой можно считать и создание альбомов детского словесного творчества. Такие альбомы могут содержать придуманные вместе со взрослыми истории, загадки, рисунки ребенка к придуманным историям. В такой деятельности активизируются сложные синтаксические конструкции, преодолеваются некоторые конструкции разговорной речи.

Большое влияние на формирование грамматического строя речи детей в детском саду оказывает работа по ознакомлению с окружающим миром, художественной литературой и по обучению  грамоте. На таких занятиях дети получают знания о причинно – следственных, временных, пространственных зависимостях, учатся извлекать информацию из наблюдений, экспериментирований. А чтобы эти знания и представления отразились на уровне владения грамматическим строем, необходимо давать детям творческие задания, которые требуют использовать полученные знания в речевой или игровой деятельности, например, составление загадок, рассказов, сюжетов для игр). В процессе ознакомления с художественной литературой дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи. Здесь также формируется умение использовать средства выразительности языка и его грамматических средств (подбор синонимов, словообразование, оригинальные словосочетания). Заняти по подготовке к обучению грамоте вырабатывают у детей ориентировку в звуковой стороне слова, воспитывают чуткость к звуковой форме и тем самым оказывают влияние на освоение морфологических и словообразовательных средств языка.

Уважаемые взрослые! Учите, играя, наблюдайте за родным словом вместе с ребенком, развивайте у него чуткость и интерес к форме своей речи! Пусть наша русская речь всегда будет правильной и красивой!

 

Категория: Логопеды | Добавил: 117 (07.11.2017)
Просмотров: 540
Всего комментариев: 0
Поиск

Наша жизнь
Логопеды [20]
Психолог [1]
1 ГРУППА [0]
2 ГРУППА [1]
3 ГРУППА [1]
4 ГРУППА [4]
Музыкальный руководитель [3]

ЭО ресурсы

Детские сайты

Copyright MyCorp © 2024 Сайт создан в системе uCoz