К количественном и качественном отношении словарь ребёнка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками. В активном словаре ребёнка всё чаще встречается дифференцированный подход к обозначению предметов, действий и признаков ( летняя одежда; топали – оттопали – потопали ). Ребёнок чаще начинает использовать в своей речи отвлечённые понятия ( правило, поведение, счастье ), сложные слова ( длинноногий жираф ), пользоваться эпитетами, понимать метафоры ( море смеётся ).
Расширяется многозначность слов ( чистый воздух, чистая рубашка ), ребёнок быстро подбирает синонимы и антонимы, начинает пользоваться причастиями и деепричастиями.
На седьмом году жизни речь ребёнка становится достаточно развёрнутой, логически последовательной. Ребёнок способен самостоятельно составить описательный рассказ о любом предмете или явлении, пересказать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма, сам может придумать сказку, рассказ, рассказать о своих впечатлениях и чувствах.
Дети употребляют простые и сложные предложения. В этом возрасте дети правильно согласовывают слова между собой, употребляют падежные окончания, правильно употребляют даже сложные предлоги.
Произносительная сторона речи ребёнка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, речь его становится внятной и чёткой, ребёнок владеет всеми интонациями.
Однако в этом возрасте дети могут допускать некоторые ошибки в употреблении ударений в словах и в грамматическом оформлении речи. Причина в основном заключается в сложности русского языка, наличии множества исключений из общих правил. |