Меню сайта

Block title

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Детский сад №117 Центрального района


Суббота, 23.11.2024, 16:10

Немного о грамматике

Грамматика - это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова.

Грамматика подразделяется на морфологию и синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, а синтаксис - словосочетания и предложения.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский назвал грамматику «логикой языка». У ребенка дошкольного возраста, на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление. Ведь, чтобы понимать речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов. Ребенок может понимать смысл отдельных слов «капуста» и «посадить», но, тем не менее, не уловить общего смысла предложений «Капуста посажена» или «Капусту посадят», так как не знаком с грамматическими формами, использованными в них. В результате у малыша могут возникнуть трудности в понимании не только самой фразы, но и высказанной в ней мысли.

Чтобы этого не происходило, необходимо с раннего возраста обеспечить ребенку возможность полноценного речевого развития, которое невозможно без богатого речевого общения как со взрослыми, так и со сверстниками, знакомства с народным фольклором и художественной литературой. Если эти условия созданы, малыш будет овладевать грамматическим строем родного языка самостоятельно в процессе общения, стараясь подражать речи взрослых. Происходит это постепенно, начиная с того момента, когда в возрасте около 1,5- 2 лет у ребенка появляются первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них. К 3 годам он активно пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями. К 4 годам словарь ребенка вырастает до 2- х тысяч слов. В речи еще преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно мвлыш начинает употреблять и другие части речи: местоимения, наречия и числительные. Важным показателем правильности речи ребенка является умение использовать предлоги и правильно согласовывать существительные с прилагательными.

Малыш начинает осваивать прилагательные, которые обозначают уже не только конкретные, но и отвлеченные признаки, например: веселый, холодный, смелый. Формируются обобщающие понятия. Так, малыш говорит: «Прилетели птицы» вместо привычного раньше перечисления: «Прилетели воробьи и голуби». Ребенок четвертого года жизни уже достаточно владеет речью, чтобы выражать словами свои мысли и просьбы, высказывать отношение к увиденному. В это время для дошкольника характерна большая любознательность. Ребенок все чаще задает вопросы взрослым, стремится к общению с ними. Таким образом,  он продолжает расширять свои знания об окружающем мире.

Для дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша  был накоплен определенный словарный запас, развито слуховое внимание и имелась возможность достаточной речевой практики. В то же время для успешного овладения грамматикой зачастую недостаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение и правильные образцы для подражания. Грамматическая система русского языка весьма сложна. В русском языке много исключений из правил, которые ребенку необходимо не только запомнить, но и научиться самостоятельно употреблять в речи, иначе неминуемо возникнут ошибки. Например, малыш усвоил окончания творительного падежа существительных -ом, -ем: «мячиком, камнем». По этому же типу он образует и другие слова: «палочком, тучем», не подозревая о существовании окончаний -ой, -ей. Так же могут появляться ошибочные слова «домы, поезды» (по аналогии со словом «столы») или возникнут наряду со словосочетанием «много домов» такие, как «много карандашов, этажов».

Взрослому необходимо исправлять ошибки ребенка. При этом внимание малыша должно быть сосредоточено на правильной грамматической форме. Взрослому не следует повторять допущенную ребенком ошибку, - лучше несколько раз произнести правильную форму. Исправление ошибки будет более эффективным, если взрослый даст ребенку несколько аналогичных примеров. А еще лучше, если ребенок сам попрактикуется в правильном употреблении вариантов изменения слов. Этой цели служат разнообразные грамматические игры, позволяющие автоматизировать правильные (нормативные) варианты словообразования.

Грамматические игры.

  1. «Один и несколько» (цель- образование множественного числа существительных в именительном падеже), например, рот – рты, пень – пни и т.д.
  2. «Скажи со словом «много» (цель -  научить употреблению в речи существительных в родительном падеже множественного числа), например, много гусей, уток, кур.
  3. «Откуда и куда» (цель – правильное употребление в речи существительных с предлогами в и из, на и с), например, мальчик идет в лес, возвращается из леса.
  4. «Кто с кем? Кто с чем?» (цель – правильное употребление существительных с предлогом с, например, с мамой, с котом.
  5. «Посмотри – ка, что внизу» (цель – правильное употребление в речи предлогов под и из – под), например, закатился мяч под стол, выкатился мяч из – под стола.
  6. «Играем в прятки» (цель – правильное употребление предлогов за и из – за), например, стоит за стулом, вышла из – за стула.
  7. «В чем?» (цель – научить образованию существительных с помощью суффиксов –иц -, - ик, - онк -, - енк -), например, сахар в сахарнице, чай в чайнике, соль в солонке, масло в масленке)
  8. «У кого – кто» (цель – употребление существительных – названий детенышей животных в единственном и множественном числе), например, у гуся – гусенок, гусята.
  9. «Какой? Какая? Какое?» (цель – научить образованию качественных прилагательных), например, на улице мороз, значит  день ( какой?) морозный.
  10. «Из чего сделано?» (цель – научить образованию относительных прилагательных), например, дом из соломы – соломенный, шапка из меха – меховая, горка из снега – снежная, варенье из вишни – вишневое.
  11. «Странный зверь» (цель – научить образованию притяжательных прилагательных на – ий, - ья, ье), например, заячий хвост, заячьи уши, заячья голова.
  12. «Скажи, какой» (цель – научить образованию сравнительной степени прилагательных), например, лента узкая, а нитка еще уже. Клен толстый, а дуб еще толще.
  13. «Подскажи словечко» (цель – использование глаголов с разными приставками), например, влетает – вылетает, наливает – выливает, заходит – выходит.
  14. «Сколько» (цель – научить согласованию существительных с числительными 1, 2 и 5), например, одно яблоко, два яблока, пять яблок.
  15. «Назови семью» (цель – научить образованию существительных – названий животных разного пола), например, папа лев, мама львица, детеныши львята.
  16. «Чья? Чей?» (цель – научить образованию притяжательных прилагательных с помощью суффикса – ин), например, дедушкина газета, мамины туфли, девочкин шарик.
  17. «Скажи, как» (цель – научить образованию наречий от прилагательных), например, руки чистые, значит девочка их помыла как? Чисто.
  18. «Скажи наоборот» (цель – употребление наречий – антонимов), например, хорошо – плохо, высоко – низко, узко – широко, мокро – сухо.

Рекомендации по проведению игр по грамматике

Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, так как материал этот сложен. Нельзя точно сказать, сколько времени нужно потратить – оно индивидуально для каждого ребенка и зависит от степени его утомляемости. Ориентировочная продолжительность занятия – от 8 до 20 минут. Обстановка должна быть непринужденной. Делайте перерывы. Помните, что даже игровые занятия для ребенка нелегкий труд. Если ребенок выполняет задание легко, переходите к следующему. Если ребенок не может выполнить простое задание, нет смысла переходить к сложным. Не пытайтесь сразу же добиться результата, если видите, что ребенок устал и утратил интерес к игре, ведь дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Не подменяйте игры на простое заучивание с ребенком грамматических форм слов – это не принесет нужного результата, а лишь отобьет желание. Экспериментируйте, меняйтесь ролями с ребенком, Вы или его любимые игрушки – ученики, а он – учитель. Вы, наблюдая за уроком, иногда ненавязчиво подскажите нужное слово. И самое главное – как можно чаще хвалите ребенка,  даже за небольшие успехи.

Желаю вам успехов и пусть наша русская речь всегда будет правильной и красивой!

 

Категория: Логопеды | Добавил: 117 (09.01.2017) | Автор: Сараева Л.Д.
Просмотров: 1478
Всего комментариев: 0
Поиск

Наша жизнь
Логопеды [20]
Психолог [1]
1 ГРУППА [0]
2 ГРУППА [1]
3 ГРУППА [1]
4 ГРУППА [4]
Музыкальный руководитель [3]

ЭО ресурсы

Детские сайты

Copyright MyCorp © 2024 Сайт создан в системе uCoz