Скороговорки являются прекрасным материалом для улучшения дикции и тренировки произношения звуков, которые ваш ребенок уже умеет правильно говорить, но пока еще затрудняется в проговаривании сложных слов и фраз с этими звуками.
Такие логопедические упражнения, как скороговорки, способствуют улучшению дикции ребенка, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произнесении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечеткое произношение. Можно проговаривать скороговорку сначала шепотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем громко, с такой же активностью органов артикуляции. Можно произносить текст сначала с сомкнутыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторять фразы с разомкнутыми зубами.
Постарайтесь придать занятиям игровой характер. Посоревнуйтесь, кто быстрее и четче проговорит скороговорку, или кто угадает скороговорку по губам, при этом говорящий будет показывать только артикуляцию, как в немом кино.
Дети очень любят играть со словами, образовывать новые слова. Это надо использовать в заданиях, которые вы даете ребенку.
Целесообразно сначала разучить одну скороговорку и повторить ее на следующем занятии. Главное, чтобы ваши совместные занятия приносили радость малышу.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.
Орел на горе, перо на орле.
Орел под пером, гора под орлом.
Перепелка перепелят прятала от ребят.
Галдят грачата на галчат, глядят галчата на грачат.
Летели лебеди с лебедятами.
В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи.
На крыше у Шуры, жил журавль Жура.
Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу.
Прививки делать им пора
Для укрепления пера». |