Основной задачей при работе с детьми в подготовительной группе является – научить их связно, последовательно и грамотно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Работа по развитию связной речи ведётся по следующим направлениям:
- обогащение словарного запаса;
- обучение составлению рассказов по одной сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок;
- придумывание рассказов и сказок;
- обучение пересказыванию;
- разучивание стихотворений;
Дети с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности при составлении рассказа по одной сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, при пересказе текста, что связано с недоразвитием у них речевых компонентов ( звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов ), а главное - с трудностями установления причинно – следственных связей между предметами и явлениями окружающего мира. При пересказе помимо речевых трудностей наблюдаются ошибки в передаче логической последовательности событий, пропуск звеньев событий, действующих лиц.
Рассказ – описание предмета или явления особенно труден для речевых детей. Они обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. Рассказ из личного опыта дети составляют из 3 – 4 предложений, также пропуская в рассказе значимые факты. Некоторые дети оказываются способными лишь отвечать на вопросы.
Таким образом активная речь может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи ( наглядность, дополнительные вопросы ).Вне специального обучения дети с ОНР имеют недостаточную речевую активность, в редких случаях являются инициаторами общения, не оречевляют игровую ситуацию.
Одним из необходимых условий дальнейшего речевого развития ребёнка является создание мотивации общения, формирование стремления рассказать о себе, своих товарищах. О наблюдениях из жизни семьи, детского сада. Следует создавать такие ситуации, которые бы провоцировали ребёнка к диалогу со взрослым, вызвали бы желание у ребёнка самостоятельно высказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном или услышанном. При этом важно создавать благоприятное речевое окружение, положительный эмоциональный настрой. |