Задержка развития речи ( ЗРР ) характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Причем отставание равномерно в формировании всех компонентов языка.
Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди возможных причин следует отметить соматическую ослабленность, болезненность ребёнка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций; и социальные факторы, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остаётся невостребованной, так как окружающие понимают ребёнка без слов и предупреждают все его желания. Возможна первичная задержка развития речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребёнку жестами и действиями, и малыш привыкает реагировать не на слова , а на жесты. Крайне вредно пребывание ребёнка в избыточно информированной речевой среде, когда он слышит речь взрослых, общающихся между собой, а также радио, телевидение и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребёнок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Как правило в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детими, речевое развитие последних также задерживается.
В настоящее время детей с задержкой речевого развития не оставляют без логопедической помощи, так как именно на дошкольный возраст приходится сензитивный период развития речи, и упущенное в это время можно не наверстать уже никогда .
Родителям следует помнить, что, если речевое развитие их ребёнка значительно задерживается, а в течении беременности, родов или в период раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам: неврологу, психологу, логопеду. Нужно время, чтобы провести необходимые исследования, определить причины и степень выраженности задержки речевого развития и оказать ребёнку помощь, вовремя начать занятия с логопедом и психологом.
При этом остаётся немаловажной роль домашних занятий с малышом. Необходимо стимулировать любые проявления активности ребёнка, радоваться каждому произнесённому им звуку. Следует использовать различные дидактические игры ( составление целого из частей – разрезные картинки, кубики с картинками, пазлы, игрушки - собирайки, игрушки - вкладыши), продуктивную деятельность, общение в быту. Играя, рассказывайте малышу, что вы делаете: « Вот кубики. Возьми, Машенька, кубики. Будем строить дом. Вот стены. Чего нет у нашего домика? Нет крыши. Давай построим крышу.» И т.д. Оречевляйте весь процесс ухода за ребёнком. Говорите с ребёнком постоянно, постепенно усложняя лексический и грамматический материал. Используйте повторы языкового материала. Ребёнок должен слышать знакомые словосочетания. Пойте малышу колыбельные, рассказывайте небольшие потешки , самые простые народные сказки («Курочка Ряба», «Репка» и др.), рассматривайте картинки в книжках. Помните, что общение и деятельность являются важнейшими факторами формирования словаря, грамматического строя речи, речевой активности.
Следуйте советам врачей после проведённых исследований, не отказывайтесь от медикоментозного лечения, если оно необходимо. Помните, что самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребёнка. Часто наверстать упущенное в полной мере уже не удаётся. |