Музыка дарит и детям, и родителям радость совместного творчества, насыщает нашу жизнь яркими впечатлениями. Для этого хорошо бы создать фонотеку из записей классики, детских песенок, музыки из мультфильмов, плясовых, маршевых мелодий. Малышу можно предложить потанцевать или промаршировать под ритмичную музыку, вместе или в компании с игрушкой - а может быть, посмотреть, как танцует мама.
И не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы помочь ребенку услышать музыку. Для начала надо помнить, что музыка начинается с тишины. Гуляя по лесу или парку, прислушайтесь и обратите внимание малыша на то, как поют птицы, шуршат листья, переливается вода в ручье. Музыка звучит и в песенках дождя, ветра, проплывающих по реке льдинок, в танцах снежинок и падающих листьев… Затем предложить ребенку игру «На что это похоже?», когда ребенок попробует угадать, что он слышит в музыке: шелест дождя, пение птиц, походку разных животных… Для этой игры очень подходят такие программные произведения, как «Времена года» П. И. Чайковского, А. Вивальди. Пьесы, не имеющие явного сюжета, по-своему хороши тем, что со временем ребенок сможет придумать к ним любую историю с самыми удивительными приключениями и даже нарисовать к ней картинку. Слушайте с ребенком детскую музыку (классическую для детей, музыкальные сказки, детские песни). Любимая музыка может тихо звучать, как фон, во время домашних занятий, например во время рисования, лепки, чтения сказок; может служить приглашением к столу, колыбельными. Но, ни в коем случае нельзя малыша перегружать музыкой, утомлять. Она должна доставлять удовольствие, а не превращаться в докучливый шум.
Постепенно ребенок привыкает к жизни под музыку - причем под очень хорошую музыку. Он начинает различать оттенки и красоту мелодий. Его мир становится богаче, а чувства - тоньше.
Многие малыши с родителями начинают посещать музыкальные театры, концерты, осваивают кнопочки музыкального центра и сами начинают ставить себе диски.
Вот тогда можно устроить красивый домашний концерт: отложить все дела, нарядно одеться, погасить верхний свет, зажечь свечи, огни на елке в Новый год, и всей семьей, молча послушать какое-нибудь классическое произведение, удобно устроившись в креслах. А какое счастье доставляет малышам, которые очень любят балет, потанцевать перед своими близкими в театральном костюме, балетной пачке под музыку из «Лебединого озера»!
Очень здорово, если бы в доме на праздниках звучала живая музыка, то есть кто-то из взрослых играл, хотя бы простенькие мелодии на фортепиано, гитаре, аккордеоне, скрипке или флейте. Можно организовать домашний оркестр из детских музыкальных инструментов покупных и самодельных игрушек, и сопровождать подыгрыванием на них записи детских песен, различных плясовых и маршевых мелодий. Чтение стихов, сказок также можно сопровождать подыгрыванием на музыкальных инструментах.
Это очень увлекательно и интересно! Дети с особым нетерпением ожидают таких праздников, а воспоминания о них порой проносят через всю жизнь.
ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
- Благодаря использованию инструментов, история или сказочка должна стать более интересной и яркой.
- Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.
- Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.
- Если дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы-заместители.
- Перед занятием можно предложить ребенку с учётом его возможностей проверить звучания инструментов или его заместителей.
- Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.
- Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
- Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.
- Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
- Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.
- Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
- Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
- Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.
- Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.
-Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.
- Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.
- Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место. |