3-4 года
Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность
-
Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка.
-
рассказывать детям о реальных, а также возможных в будущем достижениях;
-
отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
-
всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
-
помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;
-
способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
-
в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;
-
не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;
-
учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
-
уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
-
создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость;
-
всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.
4-5- лет
Приоритетной сферой проявления детской инициативы - познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
-
способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;
-
обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку;
-
создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе "дом", укрытие для сюжетных игр;
-
при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;
-
не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр;
-
обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. Руководство игрой проводить опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр);
-
привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;
-
побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;
-
привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;
-
читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.
5-6 лет
Приоритетная сфера проявления детской инициативы - внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
-
создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
-
уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
-
поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)
-
создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
-
при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
-
привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты;
-
создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.
6-8 лет
Приоритетная сфера проявления детской инициативы - научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность.
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
-
вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
-
спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
-
создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
-
обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
-
поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
-
создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
-
при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;
-
проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;
-
презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)
|